Здравствуйте, Гость | Авторизация | Регистрация 
А П О Р Р С
бобер


 Об Ассоциации 


 Зеркало отрасли 

Разв. все  Свер. все


 Навигация 
- Главная страница
- Новости
- Контент
- Наши опросы
- Поиск по сайту


 Поиск 


 Интеграция 
счетчик посещений


 ДЫМ ОТ ОТЕЧЕСТВА? 

 

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России под руководством президента России Д.А.Медведева, определило 5 приоритетных федеральных программ с государственным финансированием, в которых должно быть задействовано отечественное оборудование: цифровизация ТВ, строительство сетей в диапазонах 2,3-2,4 ГГц, производство цифровых коммутаторов, оборудования DWDM для магистральных сетей и оборудования для спутниковой связи с использованием Ka-диапазона. Президент распорядился создать нормативную базу, обеспечивающую отечественным производителям приоритет на рынке телекоммуникационного оборудования.

В феврале 2010г Минкомсвязи проявил инициативу формализовать понятие «отечественного производителя», подготовил проект распоряжения Правительства "О приоритетном использовании оборудования отечественного производства". Основные идеи документа – российский контроль производства, постоянно повышение уровня локализации производства, права на конструкторскую и технологическую документацию на оборудование и программное обеспечение.

Стимулировать развитие отечественного производства Минкомсвязи предлагал как экономическими мерами: изменением таможенных пошлин, субсидиями, госгарантиями, льготным кредитованием, налоговыми льготами, так и административными: преференции для российского оборудования при размещении госзаказов, льготными кредитами,   выделение частот компаниям, покупающим российское, а также упрощением для производителей отечественного оборудования получения разрешительных документов. Эти меры по замыслу министерства обеспечат передачу технологий в Россию; следующий этап - переход к производству по отечественным технологиям.

Ожидали, что этот документ будет подписан в конце февраля. Поэтому в конкурсе на частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц, который "Связьинвест" выиграл в марте в 39 регионах России, уже было заложено требование предъявить регулятору через полтора года сети мобильной передачи данных, построенные на отечественном оборудовании.

Но в сегодняшнем государственном устройстве Минкомсвязи не занимается управлением производственными предприятиями и их экономическим стимулированием. Поэтому в мае 2010 к этой работе подключились Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин. По замыслу чиновников, Минпромторг будет аттестовывать предприятия, признанные отечественными производителями, а Минэкономразвития должно разработать преференции экономического характера – например, обеспечить выравнивание цен, чтобы отечественное оборудование не оказалось дороже иностранных аналогов. Наконец, отечественные производители смогут рассчитывать на льготные условия кредитования в госбанках и преференции при проведении государственных тендеров

Однако чиновникам до сих пор не удалось согласовать финальный вариант документа. Минэкономразвития настаивает, чтобы требования к производителям были прописаны не в одном нормативном акте, а в пяти – по числу проектов, одобренных Комиссией по модернизации. Минкомсвязи предлагает сделать общий документ общего характера относительно всего сетевого оборудования, чтобы потом на его базе Минпромторг и Минэкономразвития могли утверждать различные таможенные пошлины и коды товаров. Эти разногласия остались неурегулированными и были вынесены на уровень Правительства России.

31 мая 2010 Председатель правительства В.В.Путин подписал распоряжение №858-р о приоритетном использовании оборудования отечественного производства, дав 2 месяца Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину на разработку критериев, по которым можно определить, какое сетевое оборудование считается отечественным. От услуг Минкомсвязи отказались.

При выполнении поручения оставшиеся министерства подошли, взяв за основу «отечественность» автопрома, ориентированного на развитие отечественных сборочно-монтажно-упаковочных предприятий и абсолютно не учитывая разницу между интеллектом автомобиля и телекоммуникационного оборудования, которое в последнем составляет до 90% стоимости.

Более того, практически отказались от принципов заложенных в документ Минкомсвязью. Было убрано требование владения резидентом России контрольным пакетом акций. Формулировка "Производитель оборудования должен быть резидентом Российской Федерации. Более 50% акций в конечной структуре собственности организации-заявителя должно принадлежать федеральным, региональным, муниципальным органам Российской Федерации или частным лицам, гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим двойного гражданства" была сокращена до "Производитель должен быть резидентом РФ". По мнению юристов Минпромторга, попытка зарегулировать уставной капитал "отечественных производителей" может отпугнуть инвесторов, особенно зарубежных. Довольно странный аргумент, особенно с учетом того, что Минпромторг призван заниматься развитием отечественной промышленности, а не иностранной.

Вместо нулевых пошлин на комплектующие и заградительных на готовую продукцию были придуманы 15% преференции отечественному оборудованию при участии в государственных конкурсах. Кроме этого исчезла ответственность компаний за предоставление недостоверной информации, проверка выполнения технологических операций и многие другие требования.

Конечно, по замыслу руководства страны финансирование в рамках госпрограмм и проектов национального значения должно способствовать реанимации и постепенному развитию отечественного производства средств связи, возвращению России статуса высокотехнологичной державы и выходу на зарубежные рынки с собственными технологическими разработками в области телекоммуникаций.  Но телекоммуникационное сообщество надеялось, что новые законодательные акты дадут стимул развития всем отечественным производителям, а не только избранным министерствами. Тем более, что подготовленный ими документ не препятствовал давать преференции за счет российских налогоплательщиков таким «отечественным» предприятиям, как Alcatel-Lucent, Cisco Systems, Nokia Siemens Networks, Huawei, Motorola, Ericsson активно включившимся в его разработку.

Тут в процесс включилось российское телекоммуникационное сообщество. Ряд ассоциаций и крупных компаний направили в адрес Президента РФ, председателя комиссии по модернизации и Председателя правительства протестующие письма. В результат Минпромторгу было поручено сформировать согласительную рабочую группу. Рабочая группа в течение 2-х месяцев участвовала в выработке 4-х документов:

– Приложение 1. "Параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения";

– Приложение 2. "Методика определения значений параметров, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения";

– Приложение 3. "Порядок присвоения телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения";

– Приказ Минпромторга и Минэкономразвития об утверждении перечисленных приложений.

В сентябре 2010 Минпромторг передал на государственную регистрацию в Минюст вариант этих документов, начисто игнорирующий все предложения рабочей группы. При этом все указанные в документах виды оборудования и требуемый уровень их локализации были привязаны к кодам Общероссийского классификатора оборудования (ОКП) 1993 года. Поэтому в документе не прописаны новые разновидности телекоммуникационной продукции в области цифрового телевидения, ШПД, WDM, WiMAX, LTE и других инновационных сегментов рынка. Странное, но чисто чиновничье исполнение поручения Комиссии по модернизации.

Вновь общественность направило письмо в Комиссию по модернизации, отстаивающую свою позицию. Оно внось остановило принятие итогового документа и заставило Минпромторга сеть с рабочей группой за стол переговоров. В конце 2010г к процессу вновь подключился Минкомсвязи, позиция которого практически полностью совпадает с предложениями рабочей группы. В переговорах завершился 2010г.

Год 2011 продолжил процесс поиска компромиссного решения. Целый ряд встреч, инициированных Минкомсвязи, прошел в конце февраля и начале марта. Они завершились проведением 2 марта совещания под председательством Министра И.О.Щеголева с участием представителей отечественных и зарубежных производителей, Минэкономразвития, Минпромторга и ФАС. Ждем следующий ожидаемый шаг.

АППОРС принимает активное участие в этой работе, входит в согласительную рабочую группу. АПОРРС полностью поддерживает предложения, сформулированные Ассоциацией производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП).


На главную       Вернуться назад



 Баннер 

Совет АПОРРС принял решение о присоединении к ОНФ В.В.Путина